среда, 21 августа 2013 г.

Добро пожаловать в Зомбилэнд - циничный взгляд на БалтАртек глазами участника Garage48

9-11 августа проходил хакатон Garage48 на территории лагеря БалтАртек. Как участник этого мероприятия решил рассказать про впечатления от самого лагеря. Про само мероприятие отдельная запись.

С первых же минут прибывания в лагере у нас возникло ощущение "что-то тут не так". Чуть позже возникла ассоциация - Зомбилэнд. Если вы не смотрели этот фильм - рекомендую сделать это сейчас вместо чтения данного текста. Если смотрели - можете добавить в свой дневник бесполезных дел за сегодня то время, что вы потратите на чтение.

Конфуций говорил: "напрасно обучение без мысли, опасна мысль без учения". Только вот учения бывают разные как и мысли. Под катом много букв.

Есть у человека базовая потребность быть частью группы. Чуть выше в пирамиде потребностей Маслоу есть потребность в обучении. От природы вычислительная мощность и объём памяти мозга человека выше чем у других животных. Обезьяны успешно используют палки и камни для добывания пищи. Вороны тоже весьма сообразительны в этом деле. Их мозг заполняется данными, необходимыми для закрытия самых базовых потребностей. У человека точно так же. Только вычислительная мощность многих представителей вида существенно превышает сложность решаемых задач для добывания пищи, т.е. закрытия тех же потребностей. Примерно на этом уровне образуется потребность в обучении. Ведь мозг потребляет до 25% энергии. При этом загружен не на 100%. А какому пользователю облачного сервиса понравится платить за неиспользуемые ресурсы? Да и сразу как-то эти сервисы появились с оплатой за фактически используемые ресурсы. Т.е. сами того не подозревая люди позаимствовали у природы такой механизм оценки

Но если мы сами пришли к выводу что платить надо только за используемые ресурсы, то почему в природе возможен такой баг с потреблением энергии мозгом, не загруженным работой? А это можно объяснить с помощью другого механизма - лени. Именно лень является природным триггером для режима энергосбережения. Легко заметить, что у первобытных людей вся жизнь была занята добыванием еды при опасении самим не стать едой. В таком режиме необходим механизм запасающий и экономящий ресурсы. Иными словами: если есть возможность просто посидеть в пищере, посмотреть наскальные рисунки за чашой пресной воды, то именно так и следует поступить. А завтра опять идём мамонта валить. Или прямо сейчас саблезубого тигра, ворвавшегося в пещеру. Депрессия, апатия, ожирение, феминизм и пр. спутники нашей современной жизни в первобытных условиях просто исключены. Тот кому лень валить мамонта будет съеден тигром. Так естественный отбор вида происходил. По крайней мере до появления первых идей о государствах. Т.о. незанятые ресурсы мозга означают возможность отдохнуть всякий раз как это возможно. Лень заставляет нас включить энергосберегающий режим, необходимый для выживания в условиях естественного отбора.

Однако современный человек лишён борьбы за выживание. На нас не нападёт тигр на улице. Может напасть гопник, но для этого придумали полицию. За едой не нужно бегать с копьём - она лежит в супермаркете. А копьё для покупки этой еды можно получить на работе, не требующей никаких умственных или физических нагрузок, ответственности и т.д. (речь идёт про ту работу, которая действительно не требует ничего кроме присутствия и имитации бурной деятельности). Так современный человек может всю жизнь прибывать в энергосберегающем режиме что приводит к популярному явлению, называемому зоной комфорта. Возможно это и есть причина всех бед современного человечества вроде вышеперечисленных ожирения, феминизма, депрессии. Но это лишь моя догадка, берущая начало в этологии, но не обоснованная научно.

Так получилось, что многие представители вида не желают жить в зоне комфорта. Написано много книг о том как это плохо и как хорошо быть постоянно за пределами её. Многие подозревают что "что-то тут не так" когда из года в год в их жизни не происходит ничего значимого и жизнь теряет смысл, возникает ощущение "никомуненужности" даже при наличии семьи, наступают депрессии и т.д. Кто-то даже пробовать это не хочет и сразу ищет приключения на свою задницу. Не важно как, но человек начинает идти против энергосберегающего механизма и искать что-то. Сам не зная что, занимая неиспользуемые вычислительные ресурсы мозга. Кто-то смысл жизни, кто-то бозон Хиггса, кто-то ещё что-то. На эту тему отличный фильм Трасса 60.

 

Первое правило выживания в Зомбилэнде: Не следуй никакому учению не разобравшись в его сути;


На фоне этой потребности людей заполнить неиспользуемые мозговые ресурсы по всем законам экономики появляется предложение. Хочешь - иди в университет и ищи смысл в теории суперструн. Или организуй бизнес. Или научись танцевать, играть на балалайке, вышивать крестиком, программировать на Java, строить огромные боевые человекоподобные роботы - всё к нашим услугам лишь бы заполнить информационный вакуум и ресурсы мозга прежде чем включится энергосбережение. Рынок этот большой и разнообразный. Но речь пойдёт об одном очень узком направлении - учениях о развитии личности. Простейший пример - тренинги личностного роста.

Важный момент во всём этом - это количество высвободившихся ресурсов при принудительном отключении энергосбережения или выходе из зоны комфорта. В зависимости от этого будет выбран продукт, заполняющий их. Теоретическая физика требует больше ресурсов чем программирование на Java, которое требует больше чем посещение тренингов личностного роста. Естественно, качество продукта соответствует цене. За меньшую цену с большой вероятностью получишь худшее когнитивное качество информации, или учение, в котором отсутствует много фундаментальных основ, а преподносятся лишь конечные выводы, иногда ложные и выгодные только продавцу. Ключевой момент тут - отсутствие фундаментальных обоснований. Если в физике какое-то явление объясняется с помощью летальных доз матана и затратных исследований, то в случае с учением о росте личности можно выбросить большую часть этих обоснований и продавать как есть, либо добавить ещё своей выгоды. Религии и секты - пример такой крайности. Они дают простые ответы на сложные вопросы, но не предоставляют точных логических обоснований. В науке в общем то тоже никто не запрещает получать выгоду добавляя свои факты, только вот там их принято проверять. И если то что говорит какой-то выскочка не подтверждается практически и не рассчитывается теоретически, то он будет послан в произвольную точку пространства. А с религией и сектантскими движениями это прокатывает. Причём я не ратую за абсолютную истину в науке. Та же физика в какой-то момент упирается в то что невозможно объяснить, проверить или опровергнуть. Откуда взялась сингулярность до большого взрыва никто толком не может объяснить, да и сам большой взрыв лишь удобная абстракция, под которую легко подгоняются наблюдения и выводятся формулы, на которых базируется прикладная наука. Но между двумя крайностями (религиозными идеями и научными обоснованиями) есть ещё огромное количество промежуточных продуктов.

Я не зря упомянул тренинги личностного роста в этой статье, которая обещала в начале быть о впечатлениях от БалтАртека. За 2 суток прибывания там было найдено много сходств. Пожалуй, различия лишь в том что коммерческая цель тренинга - это продажа нового тренинга и привлечение новых клиентов, а коммерческая цель тусовок в БалтАртеке - освоение государственных денег. Достижение клиентом результата не является коммерческой целью, хотя я уверен что большинство кураторов потоков на БалтАртеке реально любят своё дело и хотят сделать мир лучше. Это необходимое условие, но не достаточное. Например, бывают бизнес-тренинги, где на входе жёсткий фейс-контроль, а на выходе оплата в размере % с полученной выручки, которая стала возможной благодаря тренингу. Или где автор гарантирует 100% возврат денег если по завершению клиент решил что это было для него бесполезно. Это уже больше похоже на нормальный консалтинг. Чаще же подобные компании берут 100% предоплату без возможности возврата и не раскрывая всех подробностей при этом. Всё равно что подписать договор не читая его. Впрочем, это бизнес и если это работает, то значит всё правильно. Несмотря на негативный окрас всего этого, я отношусь к подобным компаниям нейтрально. Столь же нейтрально как к производителям алкоголя, который некоторые используют для самоуничтожения. В Зомбилэнде каждый сам принимает решения.

Если же достижение клиентом цели (роста личности, как бы он его не определял) не является необходимым условием для оплаты, то следовательно нет необходимости соблюдать чёткую логическую аргументацию всех излагаемых истин. Многие из них требуют глубокого погружения в науку, а это не то зачем пришли люди. Да и своих мыслей можно добавить и продать как истину, например, что ты чмо если не придёшь на следующий тренинг, или не трахнешь 10 тёлок за следующий месяц, или не заработаешь миллион за следующий год. В некоторых случаях это можно обосновать логически и это действительно приведёт клиента к достижению цели (заполнению высвободившихся ресурсов мозга). В других - нет. Независимо от исхода клиент платит не за результат, а за процесс. Много шуток есть про армию где траву красят и плац ломом метут. Идиотизм с одной стороны, но закалка дисциплины с другой. Так и тут. У процесса есть более глубокий смысл, о котором либо умалчивают, либо вообще не знают авторы тренингов. Ибо это не нужно. Клиент пришёл не за этим.

 

Второе правило выживания в Зомбилэнде: Ставь под сомнение всё что тебе говорят; 

 

С тренингам более-менее ясно. Это бизнес с вполне конкретными коммерческими целями. На него есть спрос, он создаёт продукт, за который люди платят. Но что общего с БалтАртеком? А то что мы видели за 2 суток очень похоже на тренинг, только лишённый даже коммерческой составляющей. Освоение денег инвестора (государства) не в счёт. Например, что происходит в программе "ты предприниматель"? Лекции успешных предпринимателей, мотивирующие видео и прочие вещи, в общем-то полезные. Но результат каков? А он никому не интересен. Вообще. Это не есть цель. Если 100% участников в итоге зарегистрируют ИП или ООО, то это не значит что они сделали что-то реальное. Начинать не с этого нужно и на серьёзном бизнес-тренинге начинать будут не с очередных "10 мыслей успешных и великих", а с маркетинга, привлечения клиентов, построения процессов и т.д. Все эти мотивирующие фильмы и "15 вещей которые сделают вас лучше" лишь следствие, бонус к тому что человек реально делает. Удивительно, но эти следствия часто продают как единственное важное знание, забывая про их фундаментальную основу.

В серии South Park - Die, Hippie, Die хорошо показано как Стэн, присоединившись к движению хиппи, задаёт вполне конкретные вопросы "а как именно мы будем бороться с корпорациями?". А никак. Это не есть цель. Их цель - это процесс. Пыхать весь день и нюхать цветочки. И всё. Не задавай он этих вопросов, не сомневайся в этом учении - стал бы "одним из них". Авторы подобных учений не любят такие вопросы. Ниже в тему  отрывок из фильма "Постал" - единственного фильма Уве Болла, который можно смотреть хотя бы пол-часа :)

 

Третье правило выживания в Зомбилэнде: Не иди против толпы - обходи её стороной или растворись в ней;


Может показаться что я в этом тексте критикую БалтАртек, тренинговые компании и вообще всё что выходит за рамки прекрасного мира где живут пони, питаются радугой и пукают бабочками. На самом деле нет. Как я упомянул в записи про сам Garage48, в контексте которого побывал в БалтАртеке, впечатления остались очень смешанные. И вторая примесь - это действительно весело и люди там в большинстве своём хорошие. Очень здорово что там запрещён алкоголь. И курение в отведённых специально местах тоже есть хорошо (у меня, например, от пассивного курения бывает голова болеть начинает - мало приятного). Среди посетителей БалтАртека явно больше будущих предпринимателей, инженеров и маркетологов чем среди хронических геймеров онлайн игр или гопников. В Зомбилэнде есть и обратная сторона медали.

В заключение приведу пример от Джорджа Карлина
Если ты мотивирован идти на тренинг, ехать в БалтАртек, открывать бизнес или писать подобные статьи в блоге - от тебя по определению всегда больше проблем. И как обратная сторона медали - пользы тоже может быть больше. А может и не быть.

Поэтому всем осилившим этот текст рекомендую одно: усвоить правила выживания в Зомбилэнде и вы получите гарантированный иммунитет от любых лжеучений, сможете адекватно своим потребностям фильтровать всё что происходит вокруг и адекватно относится ко всему что так или иначе вам не подходит. Ведь на каждый товар есть свой покупатель, а продавец лишь закрывает потребность покупателя. Не позволяйте же себе впаривать то что вам реально не нужно. Не будьте "потребителем" в смысле ячейки "общества потребления", не ставьте целью потребление как можно большего числа информации сомнительного когнитивного качества.

1 комментарий:

  1. Да, это именно то, что крутилось у меня в голове, когда я в полушутку говорил, что на БалтАртек 95% людей приехало просто потусить. Готов подписаться почти под каждым словом.
    Вот только в том мультике, где про пони, радугу и бабочек - пони не пукали бабочками, а какали )

    ОтветитьУдалить